Изменения в законодательстве
14.01.2025
О праве осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры
Федеральным законом от 23.03.2024 № 60-ФЗ «О внесении изменений в статью 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» внесены изменения в часть первую статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), которые вступили в силу 20.09.2024.
Так, в соответствии со ст.92 УИК РФ, осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Согласно внесенным изменениям, при отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения их количество может быть ограничено до двенадцати в год (ранее до шести). Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.
По прибытии в исправительное учреждение, а также при наличии исключительных личных обстоятельств администрация исправительного учреждения предоставляет осужденному возможность телефонного разговора по его просьбе.
Осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.
Телефонные разговоры между осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, запрещаются.
В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником, отбывающим лишение свободы.
Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений.
Внесены изменения в программу поддержки семей, имеющих детей
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2024 № 1025 внесены изменения в Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам).
С целью улучшения жилищных условий многодетных семей продлен срок действия программы поддержки семей, имеющих детей. Мерами государственной поддержки в рамках данной программы могут воспользоваться семьи, у которых третий ребенок или последующие дети родились с 01.01.2019 по 31.12.2030.
На дату приобретения жилого помещения оно не должно быть признано непригодным для проживания.
Указанная государственная поддержка оказывается однократно на сумму не более 450 000 рублей при условии заключения кредитного договора до 01.07.2031.
Новое в миграционном законодательстве
Федеральным законом от 25.12.2023 № 648-ФЗ (далее - Закон № 648-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации и иные отношения в сфере миграционного законодательства, в том числе в Федеральные законы от 15.08.1995 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Важным нововведением является возможность подведомственных МВД России предприятий на территориях отдельных субъектов РФ оказывать содействие органам внутренних дел в приеме заявлений о выдаче паспорта и документов, необходимых для его оформления, оформлении, выдаче и продлении виз. Кроме того, все иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в целях, не связанных с осуществлением трудовой деятельности, на срок, превышающий 90 дней со дня въезда в Российскую Федерацию, а также иностранные граждане и лица без гражданства, желающие въехать в Российскую Федерацию, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографированию.
Указанные мероприятия будут осуществляться как территориальными подразделениями органов внутренних дел, так и подведомственными МВД России предприятиями в рамках оказания содействия органам внутренних дел. Такое содействие осуществляется в следующих случаях:
1) в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, а также в приеме заявлений, ходатайств и иных документов, необходимых:
для выдачи иностранным гражданам разрешений на временное проживание или разрешений на временное проживание в целях получения образования;
для выдачи (замены) вида на жительство, за исключением вида на жительство лица без гражданства, содержащего электронный носитель информации;
для оформления, выдачи и переоформления патентов;
для выдачи разрешений на работу и продления срока их действия;
2) в приеме:
заявлений, ходатайств и иных документов, необходимых для выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников;
заявлений, ходатайств и иных документов, необходимых для оформления и выдачи приглашений на въезд в Российскую Федерацию;
заявлений, ходатайств о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации; уведомлений от иностранных граждан о подтверждении своего проживания в Российской Федерации;
уведомлений от работодателя или заказчика работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам;
уведомлений об осуществлении трудовой деятельности от иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов;
уведомлений о предоставлении иностранному гражданину академического отпуска, о завершении или досрочном прекращении обучения иностранного гражданина в образовательной или научной организации, а также информации о самовольном убытии иностранного гражданина из образовательной или научной организации.
В соответствии со статьей 7 Закона № 648-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, то есть с 23.06.2024.
Что такое конфликт интересов? Кто должен принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов?
В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Законом предусмотрена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которая возлагается:
- на государственных и муниципальных служащих;
- на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Социальном фонде России, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
- на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Служащий обязан не допускать любую возможность возникновения конфликта интересов. О возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, служащий должен письменно сообщить представителю нанимателя, работодателю.
Порядок уведомления о личной заинтересованности для государственных гражданских служащих закреплен в ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а для муниципальных служащих - в ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Если служащие не принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, то они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности: увольнение с утратой доверия, предупреждение о неполном должностном соответствии, выговор, замечание.
Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма – о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Такое сообщение может быть выражено в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора) и направлено органам власти, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам.
Опасность указанных преступлений состоит в том, что дезорганизуется деятельность органов власти, распространяется паника среди населения, отвлекаются силы правопорядка на проверку ложных сообщений, причиняется материальный ущерб, состоящий из затрат органов правопорядка на проверку сообщения об акте терроризма и упущенной выгоды предприятий в результате приостановления работы.
В силу части 2 статьи 20 УК РФ уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста.
Виновному грозит наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 тыс. рублей, ограничения свободы на срок до трех лет либо принудительных работ на срок от 2 до 3 лет.
В случае заведомо ложного сообщения об акте терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры, к числу которых относятся организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, виновному может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 700 тыс. рублей либо лишения свободы на срок от 3 до 5 лет (ч. 2 ст. 207 УК РФ).
За заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти (ч.3 ст. 207 УК РФ) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 700 тыс. до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишения свободы на срок от 6 до 8 лет.
Частью 4 статьи 207 УК РФ установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия. При наличии указанных последствий виновному грозит наказание в виде штрафа в размере от 1,5 до 2 млн рублей либо лишения свободы на срок от восьми до десяти лет.
Изменения в законодательство о противодействии экстремистской деятельности
Федеральным законом от 14.02.2024 № 15-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» утверждены изменения, согласно которым административные дела о признании информационных материалов экстремистскими отнесены к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.
Нововведением выступает то, что при подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение, в частности, правообладателей, издателей, авторов произведений и (или) перевода соответствующих материалов, если такие лица известны. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика. Если подан административный иск о признании издания религиозного характера экстремистским, суд вызывает в судебное заседание специалиста, обладающего специальными знаниями по соответствующей религии.
В чем заключается мониторинг и оценка реализации антикоррупционного плана?
Методическими рекомендациями Минтруда России по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти (письмо от 14.05.2024 № 28-6/10/В-7702) предусмотрено, что под мониторингом антикоррупционного плана понимаются систематический (регулярный) сбор и анализ информации о процессе реализации мероприятий и информации о промежуточных показателях их реализации. Мониторинг позволяет на раннем этапе выявить возможные отклонения и принять соответствующие меры, в том числе скорректировать антикоррупционный план.
Информация, собранная в ходе мониторинга антикоррупционного плана, необходима для его оценки, под которой понимается систематическое (регулярное) соотнесение достигнутых конечных результатов реализации мероприятий с ожидаемыми результатами. Оценка реализации антикоррупционного плана может быть как внешней, так и внутренней.
Что такое антикоррупционное планирование?
В соответствии с Методическими рекомендациями Минтруда России по вопросам формирования и оценки реализации плана по противодействию коррупции федерального органа исполнительной власти (письмо от 14.05.2024
№ 28-6/10/В-7702) это процесс определения мероприятий, с помощью которых предполагается в федеральном органе исполнительной власти, в первую очередь, обеспечение профилактики коррупции и формирование нетерпимости к коррупционному поведению.
Планирование как инструмент позволяет прогнозировать антикоррупционную работу, в том числе оценить нагрузку на антикоррупционное подразделение и распределить ее во времени, а также определить приоритеты антикоррупционной работы и сосредоточить ограниченные ресурсы на мероприятиях, которые принесут наибольшую пользу.
Необходимость подготовки антикоррупционных планов обусловлена положениями пункта 4 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы», согласно которым меры по реализации Национальной стратегии отражаются в том числе в антикоррупционных планах.
Как обезопасить себя от мошенников в интернете?
Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе, либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости и чувства (сострадание, обеспокоенность за близких, жалость) в своих корыстных интересах.
Можно обозначить следующие направления мошенничества в сети «Интернет»: дешевые товары на интернет-досках объявлений и онлайн-магазинах, фишинг, фейковый сбор средств на благотворительность.
Дешевые товары на интернет-досках объявлений и онлайн-магазинах – для обмана граждан зачастую используют площадки различных интернет-магазинов, путем создания «выгодных» предложений, что зачастую приводит к ситуации, когда покупатель остается как без товара, так и без денег. Вполне возможно обезопасить себя от подобного рода мошенников, главное – всегда скептически относится к подозрительным объявлениям с низкой ценой на товар, анализировать репутацию продавца – проверять отзывы. Старайтесь отдавать предпочтение проверенным интернет-ресурсам. С покупками, которые подразумевают пересылку товара из другого города от частного лица необходимо проявлять повышенную бдительность и осторожность.
Следующий вид распространенного мошенничества в сети «Интернет» – фишинг. Суть фишинга – поддельные сайты и интернет-ресурсы известных интернет-площадок. Мошенникам требуется, чтобы вы зашли на сайт и под каким-либо предлогом оставили данные своей карты. В отдельных случаях можно отличить подделку от официального сайта, но зачастую это довольно затруднительно. Главный способ обезопасить себя от такого рода мошенничества – игнорировать подозрительные ссылки, присланные на вашу электронную почту или телефон, а также ни при каких обстоятельствах не оставлять данные своей карты интернет-ресурсам в которых вы не уверенны до конца. Ваша задача – вовремя усомниться.
В сети «Интернет» зачастую можно встретить различные благотворительные сборы, мошенники в данном случае пользуются не только состраданием и доверием интернет-пользователей, но и бедами абсолютно незнакомых им людей. После таких объявлений в интернете всегда указываются банковские реквизиты для перевода денег, таких объявлений стоит избегать. В случае, если вы решили перевести деньги – необходимо разобраться в ситуации и понять, не столкнулись ли вы с очередным мошенником.
О фактах незаконных действий (бездействия) граждане могут сообщить в прокуратуру.
ВНИМАНИЕ! ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО!
Довольно распространенным способом мошенничества на сегодняшний день является обман по телефону. В органы полиции ежедневно поступает информация от граждан о совершении в отношении них преступлений указанной категории.
Мошенник звонит с незнакомого номера, представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом сообщает, что задержан сотрудниками правоохранительных органов и обвинен в совершении того или иного преступления. Это может быть и дорожно-транспортное происшествие, и хранение оружия или наркотиков, а также нанесение тяжких телесных повреждений и даже убийство.
После чего, в разговор вступает якобы сотрудник правоохранительного органа, который уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Для решения вопроса необходима определенная сумма денег, которую следует перевести на расчетный счет или передать какому-либо человеку лично из рук в руки (к примеру, таксисту).
Или, мошенники звонят гражданам и сообщают, что их персональные данные украдены сотрудником банка, который от их имени переводит денежные средства на нужды вооруженных сил Украины. При этом злоумышленники пугают своих собеседников тем, что за такие транзакции их могут обвинить в госизмене с перспективой наказания в виде лишения свободы. В последующем злоумышленники переключают человека на службу безопасности банка, которая вынуждает клиента перевести все свои деньги на безопасный счет.
Также, при телефонном мошенничестве злоумышленники от имени сотрудников банков России сообщают потенциальной жертве о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или о необходимости блокировки банковской карты.
Настоящие банковские служащие обладают всеми реквизитами счетов в кредитной организации, и не станут просить своего клиента назвать номер карты, пин-код, а также ее иные реквизиты.
Если Вы получили звонок от якобы близкого родственника или знакомого с информацией о том, что он попал в неприятную ситуацию, в результате которой ему грозит возбуждение уголовного дела, или если звонящий просит передать взятку якобы сотруднику правоохранительных органов, готовому урегулировать вопрос, первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь. Если телефон отключен, постарайтесь связаться с его коллегами, друзьями и родственниками.
Будьте бдительны и не передавайте по инициативе звонящего денежные средства путем переводов, и уж тем более из рук в руки. Не сообщайте третьим лицам данные своих банковских карт в телефонном режиме, а также через социальные сети или смс — сообщения.
В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена ответственность за мошенничество с использованием электронных средств платежа (ч. 1 ст. 159.3 УК РФ). Наказание за такие действия составит от штрафа в размере до 120 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.
Если же мошенники действовали группой и потерпевшему обманом причинен материальный ущерб, являющийся для него значительным (не менее 5 тыс. рублей), предусмотрена уголовная ответственность до 5 лет лишения свободы.
Такие же действия, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (стоимость имущества превышает 250 тыс. рублей) наказываются лишением свободы на срок до 6 лет, а деяния, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере (ущерб более 1 млн. рублей) – до 10 лет лишения свободы.
Кроме того, виновное лицо могут обязать вернуть полученное обманом, а также возместить моральный вред.
В случае совершения в отношении вас мошеннических действий незамедлительно сообщайте о данном факте в полицию по номеру «102».